ИЗ НАШЕЙ ИСТОРИИ  


Биография
"КНЯЗЬЯ" ЯЗЫЧНИКИ

Была ночь на Ивана Купала. Самая короткая ночь в году. Та самая, когда поднимаются лешие и водяные, когда сбываются самые потаенные желания и когда весь народ ищет цветок папоротника, магический и мистический. И еще были костры. И еще - песни. Откуда-то издалека, из-за кустов, вдруг донеслось пение. Нет, не скоморошно-пьяное, не ради стеба. Звуки те, казалось, исходили из глубин глубоких. Так, должно быть, пели наши далекие-далекие предки. Те, что были настоящими язычниками, верили в огонь и воду, в Ярило-солнышко верили... Я пошел на звуки песни и там, за кустами, среди костров, увидел... совершенно наших, совершенно сегодняшних, совершенно обычных парней и девушек... Так я познакомился с фольклорным ансамблем "Шох-ворох" и рок-группой "Князь". Что, в принципе, одно и то же.
"Князья" на земле новгородской существуют уже довольно давно, года с 1991-го. Появились на свет просто как группа товарищей, не рок-, не поп-, а группа совсем молодых тогда еще ребят, которым дико хотелось делать что-то свое. И делали. И не только свое. Как водится у начинающих команд, слизывали что-то из "Битлз", что-то из "Машины времени". И были довольны. Уже потом, много позже, постепенно начали выкристаллизовываться идея, суть. С годами "Князья" стали узнаваемы и желанны на всевозможных рок-тусовках: на концертах и фестивалях. И всегда тяготели к тому, что у нас называется "русский рок", "фольк-рок".
Но настоящий перелом в творчестве группы произошел недавно. Однажды, возвращаясь с репетиции, "Князья" ехали на маршрутном автобусе и, как обычно, пели. Хорошо пели, с толком, с чувством, с разложением на голоса... Вдруг к ним подошла незнакомая женщина. Не она первая, не она последняя - часто подходят. Подходят... и уходят. А она все стояла и стояла. Слушала. Улыбалась. Оказалось - женщина не просто так, а Наталья Шибкова, фольклорист, методист в ту пору центра народного творчества. После случайно услышанного экспромта Наталья пригласила "Князей" встретиться и поговорить. Встретились. Поговорили. И поняли, что это именно то, чего и не хватало друг другу. Начались совместные репетиции и появилось еще и это название: "Шох-Ворох". С тех пор "Шох-Ворох" и "Князь" воспринимаются как одно целое. Если без фольклорного бэк-вокала, то - "Князь". Если с оным, но без "электричества", то - "Шох-Ворох".
- Все получилось как бы случайно, - рассказывает лидер группы Александр Букштынов. - Но, по-видимому, совсем не случайно, а наоборот - закономерно. Потому что уже несколько лет главной идеей группы было стремление возродить идею именно старинной музыки в том жанре, который называется у нас "русским рок-н-роллом". Но и это еще не все. Благодаря именно фольклорному пению, не стилизации, а настоящему фольклору, хранимому и лелеемому Натальей, мы воплощаем эту идею не только мелодически, но и привлекая чисто выразительные средства - во время наших концертов, рядом с нами, гитарами, ударными, всей атрибутикой современного рок-н-ролла, появляется и фольклорная группа - в старинных одеждах, со старинными инструментами. И получается что-то такое, что враз уносит тебя из дня сегодняшнего на столетия назад. Причем, мне кажется, в этом нет никакой искусственности, никакой натужности.
Стало быть, никакой конъюнктуры, которая, в общем-то, всегда чувствовалась в творчестве ансамблей тех еще лет, объявлявших себя фольклорными: "Ариэль", "Песняры" и т.д. Если кто из современных групп и близок "Князьям" по части идеи и воплощения, так это белорусская "Троица".
* * *
В прошлом году "Шох-Ворох" был единственным русским ансамблем, приглашенным на фестиваль "Балтика-98" в Эстонию. Традиционный международный фестиваль фольклористики, который проводится раз в четыре года. На других "Князья" посмотрели. Себя показали. Что особо запомнилось?.. Так уж получилось, что этот фестиваль более ориентирован на северные страны. Естественно, Прибалтика. Естественно, Скандинавия. Ну, из Германии два-три коллектива. Ну, из Англии... Вообще говоря, в этих странах традиции фольклористики, истинной фольклористики, а не "псевдо", гораздо более сильны, чем в России. В той же Эстонии нить, тянувшаяся из самых глубин национального самосознания, не прерывалась никогда, несмотря на почти 40 лет бестолково внедряемой советской идеологии. И все-таки их старина, их фольклор - другие, и душу нашу, русскую, так не бередят. Сдержанный народ - сдержанные песни. Красивые. Душевные. Но... холодные. Так восприняли "Балтику-98" ребята из "Шох-Вороха".
А вот их - приняли. Как рассказывали участники группы, поначалу была какая-то настороженность: известно, в Прибалтике русских не особенно жалуют. Когда же начались концерты, по два в день, настороженность как рукой сняло. Братья-прибалты пытались и подпевать (благо, русский язык еще не совсем забыли), и подтанцовывать: дух-то ведь у фольклористов всех национальностей, как ни крути, - един. А в конце пригласили "Шох-Ворох" на следующий фестиваль "Балтика-2002".
Но кто больше всех полюбился нашим, так это - не удивляйтесь! - перуанцы. В Эстонию каким-то ветром занесло единственный ансамбль из Латинской Америки. И вот это было - здорово! И в чем-то даже похоже. Правда! В фольклоре северных стран нет сильных традиций многоголосного пения, традиционного на Руси. А в фольклоре перуанцев это стержень! То-то и роднило... Жаль только, что из Грузии никто не приехал. Вот где традиции так традиции!
* * *
И в конце того же 1998 года в жизни "Князей" случилось еще одно событие глобального значения. В принципе, каждая уважающая себя группа, где-то пусть глубоко внутри, пусть подспудно, пусть подсознательно, но обязательно вынашивает и лелеет мысль о записи собственного альбома. "Князь", конечно же, не исключение. Мысль о том зрела уже несколько лет, благо, показать всегда было что. И вдруг, совершенно неожиданно, в конце прошлого года в квартире Букштынова раздался телефонный звонок. Звонил бывший участник группы Сергей Юрзин, ныне проживающий в С.-Петербурге. Был краток:
- Собирайтесь, мужики! Едем "писаться"...
Поверить до конца не поверили, но - собрались. В тот же день были в Питере. И в тот же день отправились на студию "Антроп" - Андрея Тропилло. Хотя она и находится в помещении института психоанализа, но к Фрейду не имеет никакого отношения. Одна из старейших и уважаемых в Питере студий. Более того, оказалось, что "писать" новгородских "Князей" будет Сергей Багаев, участник легендарной в 80-х архангелогородской группы "Облачный край".
Первое, что бросилось в глаза, - огромный стол. Что ж, разгрузились: гитары, баян, флейта вперемежку с мамиными пирожками. На другой день подъехала дамская половина "Шох-Вороха". И началось: и шох, и ворох. Работали по 12 часов в сутки, ночлег - вповалку на полу самой студии. Никакой еды, лишь немного пива (для расслабухи) и немного кофе (для тонусу). Словом, натуральная "рок-н-ролльщина" происходила.
Зато результат - вот он: компакт-кассета с "лубковым" изображением и "шапкой" - "Князь" и "Хмель". "Хмель" - так называется их первый альбом. Альбом, в который вошли песни, написанные за семь последних лет. Очень причудливая, очень живая и очень необычная музыка, где есть весь джентльменский набор традиционных для рок-н-ролла инструментов. И есть еще магическая, завораживающая, вневременная изюминка - фольклорная многоголосица "Шох-Вороха". И стихи, возвращающие нас туда... Туда, откуда все вышли. Туда, где все начиналось. Где "силы ветра и дождя" - это силы. А папоротник - не просто папоротник. Не тот, что под ногами у всех и каждого. А тот, что расцветает лишь один раз в году - в ночь на Ивана Купала.
Алексей КОРЯКОВ.


Достижения
Елена БРАГИНА
ДЗЫНЬ-ЛЯ-ЛЯ
"ШОХ-ВОРОХ", НО - КНЯЖЕСКИЙ
Будний день. Седьмой час вечера. Репетиция в комнатушке гидромелиоративного техникума. Музыканты готовятся к субботнему выступлению на вечере-встрече выпускников этого самого техникума. Настраиваются гитары, с трудом вспоминаются слова написанной недавно песни, и, объединив уцелевшие еще усилия, музыканты выдают... Песню... Новую... "Я ходил по воде..." называется. Не рискнув прерывать творческий процесс, рассматриваю распластанные на стенах листы бумаги, постеры, афиши, календари, благодарственные письма, дипломы и другую цветную дребедень. Дребедень! Может быть, но для группы она значит намного больше, за нею - целая история...
Группа "Князь" на Новгородчине-явление не новое. Впервые заявили о себе в апреле 1994 года на областном фестивале "Студенческая весна", где выступали с группами "Ze Next" и "Еmergency". После концерта группа не только благополучно выбралась со сцены (удивлению солиста, почему группу ничем не закидали, не было предела), но и диплом за свое художество схлопотала. Вот так все и начиналось. Хотя не совсем. Сначала была мысль, конечно же, умная, и посетила она солиста группы Александра Букштынова сразу после возвращения из армии, году этак в 92-м. Захотелось создать рок-группу, следующую исконно русским традициям. Сбываться задуманное стало только теперь. А в те далекие времена ребятам интересно было просто собраться вместе и вместе поиграть. Да и названия у того, что в первоначальном виде не смогло все-таки сохраниться до наших дней, как такового и не было. Необходимость как-либо именоваться резко заявила о себе лишь на первом концерте... Раз уж группа русская, да и от песен "русским духом пахнет", диктаторским голосом рассудил Александр Букштынов, то и быть посему: зваться коллективу отныне не иначе как "Князь". Такому сильному напору участники группы даже сопротивляться не стали. Да и зачем: звучит красиво и на бумаге смотрится. На том и порешили.
Сложнее дело обстояло с вечным вопросом о смысле и целях существования. Сказать "мы играем русский рок", означало вообще ничего не сказать, "языческий рок" - это круто, но непонятно. Экологическая, в смысле - чисто народная музыка... Потеряв всякую надежду найти подходяще меткое слово, чтобы сразу не в бровь, а в глаз, "Князья" смирились с неизбежным и отдались в руки критиков. Пусть сами голову ломают.
А на сегодняшний день сделано уже достаточно, чтобы смело смотреть в глаза даже самому придирчивому критику (но опять же - не мне это решать). Концерты, выступления - само собой. Но основное достижение, отличающее просто группу от группы целенаправленной, - выпуск альбома. Для группы "Князь" премьерой стал альбом под названием "Тень травы". Запись происходила в той самой бесплатно предоставленной гидромелиоративным техникумом комнатушке для репетиций. Звукооператора группе тоже не пришлось оплачивать - Леонид Федулов, работающий в составе группы в качестве "еще одного голоса", по совместительству выполняет обязанности "человека по звуку". Пульт управления звуком был предоставлен опять же "за красивые глазки". А презентация альбома прошла там же, в актовом зале гидромелиоративного техникума.
Вообще, у нас, на Новгородчине, еще сильны традиции наших предков, когда любые коммерческие операции основывались на бартере, натуральном обмене. Русская во всех отношениях группа "Князь" держит марку и здесь. Как потом стало известно, мой вопрос о доходах группы и о расчетном счете в банке оказался совсем некстати. На лицах музыкантов изобразилась откровенная растерянность, позже сменившаяся диким смехом. Бестолковому журналисту разъяснили, что ведь мир-то не без добрых людей (да, век живи - век учись). Без всевыручающего обмена не было бы крыши над головой, пола под ногами, инструментов в руках, не состоялась бы запись альбома, не обрушились бы на голову съемки клипа на песню "Тень травы", да и неизвестно, была бы сама группа вообще. Некоторым новгородским музыкантам удается каким-то образом зарабатывать на концертах, но у нас для этого действительно нужно быть большим виртуозом. "Князья" выступают довольно-таки часто, благо всю область повидали, но если все-таки случается, что за выступление заплатят, средств этих только на бензин (для машины) да на пиво (для служебного персонала) и хватает. Денег-то нет, вот и приходится выручать. А потом их выручают. Так вот и живут.
"Преданья темной старины" всегда манили Александра, и, как он ни пытался замаскировать свое творчество под рок чистой воды, то там в голосе, то здесь в соло гитары проскальзывали эти народные нотки. Так бы и мучилась душа солиста рок-группы, если бы однажды случай не свел с Натальей Шибковой, ведущим специалистом центра народного творчества и руководителем ансамбля "Братчина". Хотя должности эти уже позади. Теперь есть ансамбль "Шох-Ворох", и в его составе четыре звонкоголосые женщины и несколько удалых молодцов, до поры до времени известных лишь как "Князь".
А название - "Шох-Ворох" - никак не переводится - чем-то фольклорным от него веет и всего лишь. С таким же успехом можно было бы выбрать "Шалтай-Болтай". Но это из другой сказки, не нашей. Работа в ансамбле доставляет ребятам большое удовольствие. В наше время псевдокультур и электрофольклора хочется порадовать людей живым звуком, эмоциями, действием. Вот и радуют, выступая на благотворительных концертах, на праздниках да гуляниях.
Елена БРАГИНА.


ГЛАВНАЯ


 
Hosted by uCoz